140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Виртуальный зал Дома Озерова приглашает в интернет — пространство «ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ МОНИТОР».

В рамках проекта «История искусств»: Искусство Северного Возрождения. Англия

📌 Северным Возрождением принято называть Возрождение в странах, расположенных севернее Италии: Нидерланды, Германия, Франция, Англия.

📌 Как и все европейские страны, Англия пережила эпоху Возрождения, связанную с общим подъемом культуры, распространением гуманизма, возрождением античности. Правда, английское Возрождение не было таким мощным и длительным, как, например, в Италии. Английское Возрождение — довольно позднее явление. В XV веке, когда во многих европейских странах происходило бурное развитие новых экономических отношений, Англия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Лишь в конце столетия в стране бурно расцветает британская культура — литература, музыка, драма и поэзия.

📌 Англия по-своему открывала итальянское Возрождение. Во-первых, переводились сочинения итальянских философов и писателей. Во-вторых, существовала обильная литература о путешествиях по Италии, содержащая сведения об итальянской культуре и искусстве. В конце XVI века в Англии дает себя знать гуманистическое движение, связанное с реформой образования и изучением античных авторов. Во главе английского гуманизма становится Томас Мор, широко образованный мыслитель, выдвинувший идея общего блага и создавшего в своей «Утопии» представление о рационально проектированном социальном устройстве.

📌 Шекспир и гуманизм. Если Томас Мор провозглашал возникновение гуманистической философии на английской почве, то Шекспир в своем творчестве глубоко интерпретировал идеи гуманизма и показал их исторические границы. У Шекспира мы находим гуманистическую концепцию мира в целом, близкую гуманистам интерпретацию таких ценностей, как достоинство человека, неоплатоническую идею любви как универсальной силы, связующей человека с природой. В Англии не было того столкновения средневековой и ренессансной культуры, которое мы порой наблюдаем в Италии. Здесь традиции средневековой культуры органично перерастают и адаптируются культурой Возрождения. Средневековая миниатюра оказала влияние на ренессансный портрет, которому свойственна орнаментальность, плоскостность. Отсутствие устойчивой национальной традиции в живописи приводит к поискам определенного стиля за рубежом. Не случайно в Англии работают художники из других стран.

📌 Успех получило в Англии искусство выдающегося мастера немецкого Возрождения Ганса Гольбейна Младшего. Он органично воспринял традицию средневекового английского искусства, связанную с миниатюрой, и создал на этой почве выразительные произведения портретного искусства, основанные на четкой линейной ритмике в сочетании с богатством орнаментального украшения в одежде и украшениях.

📌 Стиль и традиции портретов Гольбейна продолжает Ганс Эворт. Он становится самым крупным художником после смерти Гольбейна. Эворт создает большое количество портретов знатных людей, принадлежащих двору. В его работах сказывается влияние маньеризма с его тенденцией к аллегоризму и условности.

📌 Иностранные художники принесли в Англию традиции итальянского и северного Возрождения. Все это положило начало национальному искусству, впитавшему в себя особенности ренессансного искусства. Особенности портретной живописи, основанной Гольбейном, наследует первый национальный художник английского Возрождения — Николас Хиллиард. Он был создателем многочисленных портретов представителей нового дворянства, людей предприимчивых и достигающих успеха личным трудом. Эти портреты отличает чувство достоинства и самоценности личности.

📌 Творчество Хиллиарда заложило основы национального стиля в портретной живописи. Этот стиль был унаследован и развит рядом других художников, прежде всего в творчестве его ученика — Исаака Оливера. По своему стилю работы Оливера чрезвычайно близки к портретам учителя, хотя в них появляется и ряд новых черт. Так, для Оливера характерно изображение полнофигурного портрета. Английское Возрождение — сравнительно краткий, но достаточно оригинальный период, заложивший основы английского национального искусства. Начиная с XVII века в Англии вновь усиливается иностранное влияние, которое приносит в страну стиль и эстетику барокко.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.