140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Время работы
Пн-Вс: 8:00 - 20:00

Старый сайт

«Искусство Северного Возрождения. Нидерланды ч. II».

В рамках проекта «История искусств» #ИскусствоЧерезМонитор

Общим для искусства Возрождения в Италии и в странах Центральной Европы является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Нидерландских мастеров привлекало многообразие индивидуального облика людей и богатство природы. Они не стремятся создать обобщенный образ, а передают характерное и особенное. Художники не используют теории перспективы, а передают впечатление глубины и пространства, оптические эффекты и сложность светотеневых отношений благодаря тщательному наблюдению. Для них характерна любовь к своему краю и удивительное внимание ко всем мелочам: к родной северной природе, к особенностям быта, к деталям интерьера, костюмов, к различию материалов и фактур. Нидерландские художники с предельной тщательностью воспроизводят мельчайшие детали и воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой техники масляной живописи.

Открытие масляной живописи приписывается Яну ван Эйку. (Ок. 1400—1441) Величайший мастер европейской живописи. Открыл своим творчеством новую эпоху Раннего Возрождения в нидерландском искусстве. Был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго. Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Крупнейшим произведением Ван Эйка стал Гентский алтарь, который он исполнил вместе со своим братом.

Иероним Босх (1450 - 1516) Связь его искусства с народными традициями, фольклором. В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч. Произведения Босха наполнены многочисленными сценами и эпизодами, причудливо-фантастическими образами и деталями, полны иронии и иносказания. Творчество Босха оказало огромное влияние на развитие реалистических тенденций в нидерландской живописи XVI в. Композиция «Искушение св. Антония» — одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника. Шедевром мастера стал триптих «Сад наслаждений». Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст.

Вершиной нидерландской живописи второй половины века стало творчество Питера Брейгеля Старшего. (1525/30—1569) Прозван Мужицким. Он создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и местный фольклор. Сыграл огромную роль в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа. В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, реалистические детали и фантастический гротеск, интерес к подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению. В работах Брейгеля - близость к нравоучительным представлениями средневекового народного театра.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.