140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Время работы выставочных залов
Пн-Вс: 10:00 - 18:00

Мобильная версия

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных фотографов.

Карл Освальд (Карл Карлович) Булла — фотограф Императорского Двора, «родоначальник российской фотожурналистики», «фотолетописец эпохи», родился в Пруссии в 1855 году в семье купца. В Петербург Булла попал в возрасте 10 лет. Здесь он поступил на службу в фирму «Дюпант», которая занималась изготовлением и продажей фотопринадлежностей. Способный юноша прошел путь от посыльного и лаборанта до профессионального фотографа и в 1875 году открыл своё первое собственное фотоателье.

Булла сразу показал себя великолепным портретистом, по свидетельствам очевидцев он первым из фотографов просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»

Фотограф стал настолько популярен, что его знаменитые модели нередко хотели сфотографироваться вместе с ним. Например, такое желание выразил Лев Толстой – в результате появился портрет, выполненный сыном Карла Карловича — Виктором.

Разрешение «на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» дальновидный Булла получил еще в 1886 году, хотя в то время подобные занятия, малоперспективные с коммерческой точки зрения, его не привлекли.

Время репортажа приходит в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешает «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза. И Карл Булла открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа.

В интересы хроникера входит все: уличные сцены, архитектура, транспортные средства и представители самых разных профессий от пожарного до сестры милосердия. Снимки в его исполнении продаются в собственном фотоателье мастера, а также публикуются на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов, что и дает начало настоящей известности Карла Буллы.

В 1904 году К. Булла получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», позволившее ему сохранить для потомков изображения царственных особ.

В 1916 году мастер, по непроверенным данным, окончательно передает сыновьям свое фотографическое дело, а сам уезжает в Эстонию (остров Эзель — современный Сааремаа), где мирно заканчивает свои дни в 1929 году, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии.

Оба сына Карла Карловича — Александр и Виктор — стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие. От семьи Буллы в Ленинградское архивное бюро было передано более 130 тысяч негативов, из которых почти половина создана К. К. Буллой или при его участии. Между тем, судьбы Александра и Виктора сложились трагически – оба были арестованы в 30-х годах и погибли от репрессий.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.