140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Виртуальный зал Дома Озерова приглашает в интернет-пространство «ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ МОНИТОР». «Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных фотографов».

Александр Михайлович Родченко — настоящий символ советской фотографии, такая же неотъемлемая часть советской культуры, как, например, Влади¬мир Маяковский в советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно¬вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют многие приемы, введенные Родченко в фотографический мир искусства.

Александр Михайлович Родченко родился 1891 году в Санкт-Петербурге. Был одним из значимых лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры и книжного, плакатного, кинематографического и театрального дизайна, фотографировать начал в 1924 году.

Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменила историю этого вида искусства и повлиял не только на его современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Использование таких приемов, как съемка с необычных ракурсов (крайние точки обзора сверху или снизу), которые сразу получили имя «родченковский ракурс»; диагональное построение композиции, определяющих динамику и ритм фотографии; детализация и съемка крупным планом; использование двойной экспозиции и деликатную работу с черно-белыми контрастами. Родченко стремился изменить привычный взгляд человека на мир и расширить возможности видения. Кроме того, благодаря Родченко появилось такое понятие, как современный дизайн, на развитие которого, сильно повлияли пла¬каты, создаваемые художником, а также коллажи и интерьеры. В это же время он оформлял обложки книг и журналов, делал титры для кино, рекламу, конструировал одежду и мебель. В процессе этой работы он и прибег к технике коллажа. Первые коллажи Родченко создал еще в самом начале своей деятельности («Натюрморт. Обои», 1915; «Бланка», 1919; «Техника», 1919-1920). Именно при работе над данными произведениями художник обратился к фотографии. Он сам проводил съемки для коллажей, снимал также свои живописные работы, рисунки и делал фотопортреты своих друзей — В. Маяковского, Лили и Осипа Бриков, Н. Асеева, которые также использовал в фотомонтажах. С 1927 года художник работал также в журналах «Вокруг света» и «За рубежом». В этот период он выполнил циклы художественных фотографий, на которые оказало влияние искусство конструктивизма («Балконы», 1925; натюрморты «Стекло и свет», 1926).

Усложнение внутренней политики в Советском Союзе в 1930-е оказало влияние на творчество Родченко. Обстановка в среде профессиональных фотографов была столь же трагичной, как и во всей стране. В 1937-1938 годах художник снимал фотоциклы спортивных соревнований на стадионе «Динамо», военные парады на Красной площади. Однако в те годы работать с изображениями военной техники стало опасно, и Родченко перешел к более нейтральным сюжетам. В конце 1930-х — начале 1940-х он создал фотоциклы «Театр», «Зоопарк» и «Цирк».

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей пер¬вой фото¬графической выставки.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.