140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Виртуальный зал Дома Озерова приглашает в интернет-пространство «ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ МОНИТОР».

«Художники мира». Валентин Серов. Интересные факты.

Валентин Александрович Серов - гениальный русский художник-портретист. За свою не долгую жизнь (1865-1911 гг.) сумел создать не одну сотню портретов и картин. Многие его работы признаны эталонами своего жанра, а сам Серов заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи.

В Петербурге в начале ХХ века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников. Клиенты записывались в очередь, чтобы заказать у него портрет. Живописец требовал от каждого множества сеансов — иногда до сотни, тщательно продумывал образ и его детали и практически никогда не повторял собственные приемы, которые обычно упрощают работу художникам. Свой любимый жанр Серов называл «Портрет Портретыч», однако создавал и жанровые полотна, и театральные декорации, и иллюстрации для книг. Про свои картины он говорил: «Я хочу писать отрадное».

Предлагаем вашему вниманию узнать интересные и удивительные факты о жизни и творчестве Валентина Серова.

  • Друзья художника называли его Антоном. Валентин плавно перешло в ласковое Валентоша. А Валентоша со временем перешло в Антошу. Даже имеются письма, где в строке адресат написано Валентину Серову, а само письмо начинается со слов "Дорогой Антон".

  • Серов очень любил приезжать в поместье к своему родственнику Дервиза в Домотканово. Во время очередного визита художник задал хозяину вопрос, а приносит ли его имение ему доход, «да какой там» - ответил он. «А вот мне твое имение доход приносит. Что не нарисую, всё продаётся…»

  • Свою знаменитую картину «Девочка с персиками» Валентин Серов создал в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова. Над полотном Серов работал почти два месяца: начал летом, а закончил в сентябре. Все это время Вера Мамонтова позировала ему по несколько часов в день. Исследователи называют «Девочку с персиками» одним из первых российских полотен с чертами импрессионизма. Художник тонко выписал лицо Веры Мамонтовой, а вот ее блузу, скатерть с персиками и задний план картины передал более крупными мазками. Серов использовал чистые цвета, накладывая их вплотную друг к другу, чтобы передать оттенки мебели, предметов и стен. А пейзаж за окном и вовсе изобразил схематично и условно. «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.» - Валентин Серов. На одной из самых «отрадных» картин Серова «Девушка, освещенная солнцем» изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица. Это полотно — также одна из импрессионистских работ Валентина Серова. Художник планировал написать его именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова».

  • Его мама позировала Репину для его картины "Царевна Софья". Была достаточно суровой женщиной. После смерти мужа уехала учиться в Мюнхен. А Валентина отдала на воспитание в Баварскую семью. После возвращения в Россию у Серова был ужасный акцент.

  • Свою знаменитую картину "Мика Морозов" Серов рисовал за несколько сеансов. Чтобы ребёнок долго позировал и не убегал, периодически в коробку напротив, клал для него новый подарок. Мика постоянно хотел заглянуть туда, тем самым выражал на своём лице удивление и восхищение. Что было и надо Серову.

  • Портрет М.Н. Ермоловой считается каноническим. На нём она как статуя, хотя её рост был 160 см. Чтобы написать её настолько величественной, Серов установил себе очень низкую скамеечку и работал с неё. Ермолова как никто другой умела держать паузу, на сцене и в жизни была не многословна. Серов тоже не любил много говорить, и поэтому работа над картиной проходила в полной тишине. Один из современников написал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия».

  • У Серова не было своей мастерской. Он ходил по квартирам своих заказчиков, чтобы запечатлеть их в привычных для них интерьерах. Иногда он видел их такими, какими не видели их близкие родственники. Поэтому он шутя называл себя доктором. Портреты Серов рисовал долго, иногда по 90 сеансов. Княгиню Юсупову он рисовал два года. Она всё время говорила: - "Не знаю, что у него там получится, я то худею, то толстею". Портрет своего покойного отца он писал 5 лет. Лицо он писал с актёра похожего на отца, а фигуру со своей жены.

  • Муж Софьи Олсуфьевой очень хотел, чтобы она позировала в бриллиантах и бархатном платье. Но пришёл Серов и сказал, что она совсем не умеет носить бархат и отправил переодеваться. Софья переоделась и вышла к мужчинам в домашнем платье и тёплой шали. Было холодно и она прислонилась спиной к печи. Вдруг художник спросил ее: “Ну, а когда вы спину согреете, тогда что греть будете?”. Она засмеялась и повернувшись, приложила руки к теплым изразцам. Любуясь этой картиной, даже сейчас чувствуется тепло исходящее от печи.

  • Портрет Николая Второго был настолько выразительным и реалистичным, что казалось глаза смотрят прямо в душу. Во время революции солдаты выкололи на портрете глаза и топтались по нему сапогами. Кто-то подобрал кусочек картины и передал Феликсу Юсупову (тому самому, причастному к убийству Григория Распутина). И когда он эмигрировал за границу, то как драгоценность увозил с собой этот кусочек картины Николая Второго. Сама варварски истерзанная картина находится в запасниках Эрмитажа. Существует правило, что, если у картины выколоты глаза, она не подлежит реставрации. На выставке представлена копия, выполненная самим Серовым в 1902 году.

  • Валентин Александрович Серов был очень организованным человеком, никогда не опаздывал и всегда выполнял заказы. В его доме не было телефона, и он всегда посылал сына в соседний дом, чтобы позвонить, извиниться и перенести встречу. В один из дней в доме княгини Щербатовой раздался телефонный звонок и детский голос произнес: «Папа извиняется. Папа не сможет прийти. Папа умер». Когда он умер в доме было 80 копеек денег. От разорения семью спасли друзья и резко выросшие в цене картины.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.