140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Небеса Михаила Абакумова

Из статьи Анастасии Сокольской


Для всякого пейзажа Народного художника России М. Г. Абакумова характерен любимейший его образ – небеса. Они бесконечно разнообразны по состоянию, по цвету и типу, по сложности архитектоники. Писал он их, как правило, с натуры, поэтому небо всегда взаимодействует с землей и соответствует состоянию природы. Оно бывает тихим, туманным, хмурым осенью, ясным, прозрачным, с легкими облачками – весной.


Множество тонов белого, серого, синеватого зимой, которые видел уникальный глаз художника, позволял ему создавать сложнейшие цветовые гаммы. Но более всего темпераментный Абакумов любил писать бурные небеса с рваными краями, неспокойным движением воздушных масс, с нависающими, набухшими дождем тучами, с пронзительно синими осколками неба между ними, с летящими по ветру взметенными листьями и, наконец, иссиня-черные грозовые небеса с пронзающей их молнией, когда освещение земли и воды становится нереальным.

Панорамы Михаила Абакумова

Из статьи Анастасии Сокольской


Отдельная страница в творчестве Народного художника России М.Г. Абакумова - панорамные архитектурные пейзажи.


Панорамы городов были в изобилии представлены в XVII—XIX веках работами худож¬ников-графиков В. Березина, Е. Федосеева, И. Мошкова и других. Они носили подробный описательный характер, их историческая ценность несомненна.


Но в современной живописи, пожалуй, нет другого художника, кто бы так целеустремленно решал задачу панорамного пейзажа, как Михаил Абакумов. Среди них есть безу¬словные шедевры. Это его несомненный вклад в искусство. Из десятка предложенных работ Третьяковская галерея выбрала две панорамы Михаила Абакумова: «Бурный день. Великий Устюг» (2003) и «Уходят грозы» (2003).


В панорамном полотне изобразительный ряд разворачивается не вглубь и не вверх пространства; он носит фризовый характер, что позволяет последовательно и неспешно просмотреть, например, течение реки, движение дороги, рассмотреть храмы, колокольни, дома, если они многочисленны, и создать в памяти более полное впечатление от города. При этом короткая сторона может не два раза, как принято, а три-четыре раза укладываться в длинную сторону.


Однако панорамными могут быть не только архитектурные пейзажи. Лирический провинциальный и деревенский пейзажи у Абакумова тоже часто - панорамные. В качестве примеров - «Вологодчина» (2003), «Предчувствие осени» (2000), «Полдень в Устюге» (1997), «У трех дорог» (2003).

Архитектурный пейзаж в творчестве Михаила Абакумова.

Из статьи Анастасии Сокольской


Главная любовь Михаила Абакумова - архитектурный пейзаж. Не зря же он родился и вырос в одном из красивейших древнерусских городов Подмосковья - Коломне. Церкви, старинные городские усадьбы, купеческие дома - в таком он и сам жил в детстве, и сейчас его мастерская находится во флигеле такой усадьбы.


Архитектурный пейзаж в начале творчества Михаила Абакумова преобладал в этюдах и небольших работах. Это был период поисков своей темы и своего стиля.


Он принципиально не писал разрушенные храмы. Другие художники возмущались, но писали, надеясь привлечь внимание властей, взывая их к совести. А Михаил, если и напи¬шет, то обязательно найдет какой-то красивый ракурс и восстановит крестик, хотя тогда их еще и в помине не было.


«Художник пишет то, что он утверждает» - кредо Абакумова.


И ведь напророчил в своей уверенности, в своем страстном желании. Если приехать сейчас в Коломну, то можно увидеть, что все храмы восстановлены, служат, монастыри работают, чистота и благолепие вокруг них.


Художник писал не только церкви. Кремли, крепости как памятники воинской славы - у Михаила Абакумова такой пейзаж обыкновенно перерастает в исторический. Он писал их в Пскове, в Изборске и Старой Ладоге, в Калуге и Боровске, Рязани и Зарайске, Тотьме и Великом Устюге, везде находя сердце каждого города.

Деревенские пейзажи Михаила Абакумова

Из статьи Анастасии Сокольской


Деревенский пейзаж Абакумов полюбил еще в студенческие годы, когда довелось бывать с друзьями из ВГИКа, а потом из Академии художеств на практике в Поленове, Пско¬ве, Изборске, Карелии.


Образы дороги и поля часто занимают мысли художника, но не просто как красивые виды, а как душевное переживание автора, которое он хочет передать зрителю.


Сельская дорога непременно связана с полем. Написать поле - задача сложная. Она требует от художника эпического дара. В открытом пространстве земли необходимо выде¬лить какую-то доминанту, найти точную деталь, на которой остановится взгляд зрителя, ком¬позиционно решить полотно.


Как всякий художник, живущий в средней полосе России, Абакумов писал лес. «В бере¬зовом лесу - влюбиться, в сосновом лесу - молиться, а в еловом лесу - удавиться», - иногда повторял Михаил народную присказку. Восхищаясь мощью эпических пейзажей Шишкина, сам он писал лес совсем другим. Он в лесу как дома - знает все деревья. Каждое имеет свое лицо, свой портрет. Часто они становятся своеобразными символами нашей страны и нашего времени.


Особое дерево - береза. На полотнах мастера она имеет множество ипостасей. Она бывает могучей, корявой ровесницей столетних домов, утонувших в снегу в бывшей деревне Соколово на Вологодчине (1998), а бывает, наоборот, тонкой, юной, роняющей листья, словно золотые монеты…

Натюрморты и интерьеры Михаила Абакумова

Из статьи Анастасии Сокольской


Натюрморты Михаила Абакумова менее всего отвечают буквальному переводу этих слов. Это совсем не мертвая натура, это эстетическое впечатление художника от красоты мира вещей и красоты природы, перенесенной в интерьер.


Он никогда не писал банальных, приторных букетов и фруктов. Он любил цветы и травы, только что принесенные с лугов и полей. Отсюда их свежесть, трепетность.


Кстати, он часто давал натюрмортам и интерьерам пейзажные названия. Он искал в цве¬тах и вещах их тайный смысл, их загадку, их связь с природой и жизнью человека. Он нахо¬дил натюрморты непосредственно в природе. Таков, например, «Лесной натюрморт», изо¬бражающий землю, покрытую травами, хвойными иголками, корнями сосен. Или «Осени ковер» - мотив с яблоками, краснеющими в осенней траве и опадающей листве. «Не улуч¬шайте, не подправляйте жизнь, она всегда окажется неожиданней и прекрасней, чем вы думаете. Надо только профессионально владеть кистью», - говорил он.


Зритель и любит абакумовские цветы именно за их живость, некоторую несделанность, недосказанность.


Любимые его цветы - васильки. Писал он их и во ржи, и на столе, и опять ведь не про¬сто любоваться, а думать заставит. Зачем, например, рядом на синей скатерти связка ключей старинных лежит? Спросишь: «Так было?» Лукаво улыбнется: «Ничего подобного, я их сам туда положил. Васильки же в Красной книге. А, впрочем, ученые не всегда правы. Сколько раз замечал: год на год не приходится. То их видимо-невидимо, а то исчезнут на несколько лет. Прячутся, берегут себя. Так и другие цветы себя ведут. Загадка природы».


Неслучайно в творчестве Абакумова большое место занимает интерьер деревенской избы. Основной мотив - сад и свет сельского дома.


По интерьерам абакумовского деревенского дома можно угадать всю его праведную и счастливую жизнь.


Михаил Абакумов нередко писал и интерьеры храмов. Интерьер реставрируемой церкви на Бережке пронизан солнцем. Смотришь на чистые стружки на полу, на синюю лампадку перед образом, и душа наполняется спокойной уверенностью: все у нас будет хорошо!

Этюды Михаила Абакумова

Из статей Виктора Калашникова
и Анастасии Сокольской


Этюды Михаила Абакумова содержательны и в формальном, и в образном отношении. Собран¬ные в экспозиции, они в своем разнообразии цветотональных решений уподобляются самоцветной россыпи. А при ближайшем взгляде продолжаешь упиваться вариациями отношений в работах и цельностью каждой из них. Культура видения и культура воплощения у этого художника сбалансированы, и своей слаженностью позволяют ему достичь свобод¬ного художественного изложения, высокой маэстрии, соединяющей раскованность и точ¬ность.


Михаил Абакумов не рассматривает этюд только как подготовительный рабочий мате¬риал. Степень мастерства делает каждый его этюд законченной картиной. Этому научил Михаила ВГИК, где делали раскадровки - законченные композиции сколь угодно малого размера. Это выходило за рамки академического образования. Хотя академические профес¬сора корили его за «киношные» привычки, но вряд ли ВГИК сыграл отрицательную роль, скорее наоборот. Все эти маленькие работы (18x24, 30x40 и т.д.) с незамысловатыми «метеорологическими» названиями типа «Зимнее утро», «Оттепель», «Теплый вечер» - законченные произведения, решённые в цвете и композиционно, да еще с определенным смыслом.


Михаил не стремится к сюжетной картине. Человек эмоциональный, он заряжает зри-теля своим настроением, приобщает его к своему богатому духовному миру, выраженному в красках.


Пейзажисту не всегда нужен человек как действующее лицо. Его герои - небеса, солнце, звезды, радуги, деревья, дома и прочие земные и космические объекты.

Графика

Из статьи Александра Рожина, академика РАХ
«Живая нить штриха»


В контексте живописной системы художника Михаила Абакумова, его графика воспринимается неотъемлемой составляющей творческого мировоззрения мастера.


Пейзажи, натюрморты, портреты, выполненные Абакумовым в различных графических техниках, свидетельствуют о широте и многообразии творческого кругозора и блестящем мастерстве рисовальщика и акварелиста. Подвижные линии и штрихи, сквозь которые просвечивает поверхность бумаги, образуют живое, дышащее, осязаемое пространство места и времени. Автор тонко использует приемы свето-теневой моделировки, придающей черно-белому изображению живописные свойства.


Рисунки и акварели Михаила Абакумова раскрывают состояние души художника, обладают удивительной эмоциональной выразительностью и поэтической глубиной. Его работы отличает редкая избирательность в выборе мотивов и сюжетов, исключающая все второстепенное, случайное, лишнее. Несмотря на это, произведения мастера изобилуют деталями, опять же выборочными, которые требуют внимательного, неспешного разглядывания, расширяют содержательные мотивации рождения художественного образа. Из таких деталей формируется многослойная изобразительная ткань произведения, они создают особое состояние, микрокосмос авторского видения реалий бытия.


В сущности пейзажные мотивы, забытые уголки русской провинции и неприхотливое убранство уходящих в прошлое жилищ, их скромное очарование и красота не что иное, как ностальгия, окрашенная романтической идеализацией утраченной гармонии человека и окружающего его мира, непосредственности, естественности общения с природой. Тихая грусть и неожиданные вспышки, прилив оптимистических импульсов, лирическое и драматическое перемежается в творчестве художника, отражая его чувства и мысли. Энергетика работ Абакумова напрямую связана с эмоциональными состояниями, переживаниями и размышлениями автора. Она выражена интенсивностью линий, плотностью или разряженностью штриховки, соотношением, силой контрастности света и тени, вибрацией фактуры, динамичностью или статичностью композиционного строя, всполохами или переливами красок.


Несомненно, графическая составляющая творчества Михаила Абакумова обладает очевидной самоценностью, своими особенностями, обусловленными спецификой этого вида искусства. Вместе с тем, эта область деятельности художника как бы изнутри наполняет его живопись, является камертоном, одним из критериев в шкале ценностей, определяющих уровень профессиональной культуры, самобытности и индивидуальности мастера, приверженности традициям большого искусства.